Либертины – свингеры по-французски
Такие термины для определения секс-позитивных людей, как «лайфстайл», «этичная бл**ь», «кинкстер», «свингеры», появились только в ХХ веке. Если активисты сексуальных свобод и имели собственное название ранее, то не передали его потомкам. И только во французском языке было и остается слово, называющее субкультуру секс-позитивных экспериментаторов. Возможно, во Франции принято рассказывать внукам все ;).
Слово, использованное Кальвином для критики раскрепощенного поведения в XVI веке стало названием целой философии «сексуального» гедонизма – либертин, и либертины – его последователи.
Ветки дерева распутства
Мы привыкли применять термин «гедонист» к людям, ценящим удовольствия. Однако интуитивно понятно, что под «гедонизмом» в основном понимают не сексуальные удовольствия.
А для «гедонизма сексуального» есть такие определения:
- сексуально-позитивные люди
- этичные бл***ди;
- опенмайнд;
- свингеры;
- лайфстайл;
- кинстеры;
- либертины.
Это не разнообразные описания одного и того же понятия, это названия различных субкультур. Общее у них – сексуальный гедонизм в основе. Но нужно иметь в виду, что свингер может обидеться, если его назвать кинкстером и наоборот.
Возможно, все они должны быть благодарны за свое появление французским либертинам и их любви к «art de vivre» («искусству жить»), но как дети одних родителей, у них есть свои сходства и различия. Рассмотрим ветки дерева распутства подробнее и узнаем, что куда стремится и откуда растет, и чем одна веточка отличается от другой.
Сексуальный позитивизм
Сексуально-позитивные люди не переключают канал с сексуальной сценой, когда в доме гости. Они не притворяются, что секс им не интересен. Они не пытаются замять разговор, который зашел о сексе, скорее они сами начнут такой разговор. Это люди, которые хотят, чтобы секс перестал быть запретной темой для общения, и предложение заняться сексом не приводило бы к судебному иску. Они активно продвигают культуру общения о сексе хотя бы в своей компании, а некоторые пытаются проделать это с целым миром.
Этичное бля***во
Об этичных бл**ях очень подробно писали Досси Истон и Кэтрин Лист в книге с лаконичным названием «Этика бл***ва». Эта книга о людях, которые специально отводят в своем графике время для разнообразия в сексуальных наслаждениях. Сексуальной активностью и сексуальным разнообразием они отличаются от просто секс-позитивных людей, которые могут ограничивать свою сексуальную позитивность разговорами :). Все этичные бл**и – секс-позитивны, но не все секс-позитивные люди – этичные бл**и.
Этичным бля**м важно не просто не осуждать секс и влиять на то, чтобы другие перестали его осуждать. Нет, они ищут выход в мир похожих на себя людей и офлайн, и онлайн. Находить друг друга онлайн им помогают сайты-форумы и информационные площадки, сообщающие о событиях в мире секса типа fetlife.com, swinglifestyle.com и приложения для сексуальных онлайн-знакомств Fantasy, Feeld. О том, где встретить этичных бл***й офлайн – наша статья «С широко открытыми глазами – гид по кинки-клубам и кинки-вечеринкам».
Опенмайнд
Термин «опенмайнд» произошел от слияния политкорректности с сексуальным позитивизмом и интернетом. Большинство первых сайтов знакомств было наполнено теми, кто ищет одну любовь и надолго. Сексуально позитивные этичные бл**и не могли писать открыто о своих интересах на таких сайтах. Это напоминало бы махание хлебом перед голодными людьми. Люди, чьей задачей было найти одного партнера, никогда не поймут тех, кто ищет правильную компанию для оргии.
Но и не пользоваться преимуществами первых сайтов знакомств было бы глупо. Поэтому начали возникать кодовые слова, слова-намеки. Некоторые из них превратились в устойчивые обозначения секс-позитивных людей: «openmind» и «likemind». Опенмайнд могут быть активнее, чем секс-позитивные люди, но не такими активными, как этичные бл**и. Люди, которые не хотят никого обидеть (даже в фейсбуке) скромно пишут о себе «опенмайнд», вспоминая при этом вечеринку в стиле «с широко закрытыми глазами».
Свинг
Английское слово свинг используется не во всех странах. Например, во Франции применяется термин «эшанжер» («echanger») для описания обмена сексуальными партнерами. Другие нации, вероятно, имеют собственно название для подобной сексуальной практики.
Свинг как сексуальный термин едва не вышел из употребления с появлением интернета. Секретность была важной составляющей субкультуры свинга: магазины для взрослых, объявления в журналах, письма на абонентский ящик, фотокарточки в конверте. Все это интернет сделал ненужным и очарование шпионского стиля жизни исчезло. Так родилось слово лайфстайл.
(Подробно о свингерах мы пишем в статье «Знакомство со свингерами и их стилем жизни»).
Лайфстайл
Само название «лайфстайл» возродило ореол секретности, поскольку скрывает эту субкультуру «на самом видном месте» – за словом, которое у всех на слуху и которое ее представители применяют к себе с некоторой гордостью. Мы можем говорить о «lifestyle» хоть в библиотеке. Услышав его, поймет, о чем речь только тот, чей нос знаком с запахом свинга. Если же в общественном месте сказать «свингер», то у многих ушки вздрогнут в любопытном ожидании.
Называть себя свингерами стало не популярно и у миллениалов. Дух противоречия то отрицает привычки родителей, то использует их на «винтажных» вечеринках. Сегодня большинство молодых пар, которые хотят познакомиться с другими парами, думают, что делают это по-новому и не обращают внимания на то, какими словами таких, как они, называли 30 лет назад:
«Мы ходим в свинг-клубы, но мы не свингеры, мы просто опенмайнд».
«Мы – пара, открытая экспериментам, новому. Слово «свингеры» влечет за собой какие-то обязательства, с которыми мы не согласны».
«Мы занимаемся сексом с другими людьми, это не свинг, это лайфстайл».
Лайфстайл – выбор современных любителей меняться партнерами. И новые книги о свингерах уже опираются на этот термин, например «The Lifestyle: A Look at the Erotic Rites of Swingers» Терри Гуолда.
Кинки
С кинкстерами не проще. В одних странах кинк – почти любое разнообразие в сексе, выходящее за рамки традиционного секса. В других прилично называть кинкстерами практиков БДСМ; поэтому то, что имеет в виду человек, называющий себя «кинкстер», зависит от его культурного контекста.
Пусть кинки-маркет и распространенное название площадок по продаже всяческих сексуальных нарядов (не только БДСМ), и приставка «кинки-» употребляется для названия любой вечеринки с сексуальным уклоном, однако далеко не все сексуально позитивные люди называют себя кинкстерами .
Всеобщий предок - либертин
На русский слово «либертин» переводится как «распутник», но благодаря шлейфу отрицательных ассоциаций мы не будем его использовать. По крайней мере до тех пор, пока кто-нибудь не отбелит этот шлейф, издав аналог «Этики бля***ва», понятный читателю с русским менталитетом. Поэтому мы прибегнем к нейтральной транслитерации: «либертин» – для субкультуры, и «либертины» – для ее представителей.
Либертинами мы называем всех гедонистов, включающих в свой гедонизм и секс. Все, кто секс-позитивен, кто считает себя этичной бл***ю или кинкстером. У либертинов давняя история – три столетия. Самые известные либертины – маркиз Де Сад и лорд Вилмот. Они мало похожи на современных свингеров, кинкстеров или этичных бл***й, но лидеры всегда более экстремальны, чем их последователи.
Представить себе аутентичные нравы либертинов XVIII века можно из книг Шодерло де Лакло, де Сада и Вилмота.
То, что либертины – вполне современный и живой термин, доказывает сам факт существования такого понятия на сайтах для взрослых. Так, на сайте любого французского клуба для взрослых в описании «о нас» или «наши посетители» ты встретишь слово «либертин». И если ты хоть раз посещал пати для взрослых – ты тоже либертин. Не только французские свинг-клубы, но и кинки-вечеринки всего мира открывают двери для гедонистов от секса – либертинов.
Любовь к свободе выбора сексуальных предпочтений и желание искать ответ на вопрос «Какое еще свое желание исполнить?» – отличительная черта либертинов. Ты такой? Тогда ты – либертин.
Так кто же мы?
Пока мир решает, как относиться к сексу, сексуально-позитивные люди остаются субкультурой, и их терминология отличается в зависимости от специфики языка местности. Все понятия, описывающие сексуальные субкультуры, пересекаются, дополняя друг друга, и носят эмоциональный отпечаток предков, поэтому будут понятны только представителям одной и той же культурной среды.
Тот, кого мы, не разбираясь в деталях, назвали бы свингером или кинкстером, далеко не всегда сам себя так называет. То, что в Европе «либертин», в Америке – «лайфстайл» и «этичное бля***во», а где-то еще – «кинкстер». Поэтому использование формулировок требует внимания и опоры на суть – сексуальную свободу, сексуальное любопытство и любовь к сексуальным экспериментам.